ГЛАВЫ ИЗ ИОАННА

Written by Ярослав Астахов on . Posted in Поэмы

evangelist_ioann_bogoslov

Это не стихи по сравнению со стихами самого Евангелия.

Но, читая Святую Книгу, невольно ощущаешь ритмические созвучия.

Их не записать невозможно. 

Ярослав Астахов, 29.5.99

От Иоанна весть: в начале было Слово

И Слово к Богу было – Слово-Бог

И все через Него, что ветхо или ново:

Им сущего возводится чертог.

 

В Нем жизнь и свет людей; и свет во мраке светит

И мраком не объят; знаменьем вестник зван –

Еще не самый Свет, но послан как свидетель

Превечного Луча – пустынник Иоанн.

 

И Словом мир стоит, и не расслышал Слово,

И Слово стало плоть – то Истина дана,

Превыше, чем закон, презревшая оковы,

Не похотью людей, но Богом рождена.

 

Никто не зрил Отца, но Сущий в недре Отчем

Единородный Сын – Превечного явил.

Ему исправьте путь! – среди пустынной ночи

Молил Предтечи глас, что в Вифваре крестил.

 

И Свет пришел к нему, и Дух явился с неба

Сходящим на Него… И видел Иоанн,

И двум ученикам сказал: Взыскуйте Хлеба,

Сошедшего с небес, Он во спасенье дан!

 

И те пошли за Ним, и больший, чем у прочих

Избранников Царя, им путь определен.

Один из них, Андрей, и брата звал пред очи

Превечного; Симон – был Камнем наречен.

 

И призван был Филипп, а тот – Нафанаила

Привел из тьмы во свет, и был сему глагол:

Отныне Благодать стезю небес открыла

И ангелы сойдут с престолов горних в дол.

 

-

Был в Кане брачный пир – о том второе слово

И Сыну Мать рекла: исчерпано вино!

Но тихо молвил Свет: до времени иного –

Иного нет винаи что Тебе, Жено?

 

Сосудов было шесть. – Наполните водою.

И сделалось вино. И шафер – жениху:

Что лучшее берег, в начале дав простое?

Не может различать уж преданный греху.

 

Вошел Спаситель в храм, и бич из вервий сплетши –

Изгнал меновщиков, и дом Отца не дал

Торгующим во власть. И рек затем исшедши:

Разрушите ли Храм, чтоб он в три дня восстал?

 

Г

Учитель Никодим – об этом третье слово

Пришел к Нему в ночи, сказав: с Тобою Бог!

Ему ответил Царь: Для Царства Неземного

Кто свыше не рожден – не ступит на порог.

 

В утробу ли назад войти и вновь родиться? –

Воскликнул Никодим. – С рожденья мы ветхи!

 

Но Духом от воды решившийся креститься

Спаситель рек ему, – избудет все грехи.

 

 От плоти только плоть, но чувствующий Духа

Расслышит глас Его.

                                       – Как может это быть? –

Не верил Никодим.

                                       – Не утончивший слуха, –

Ответствовал Христос,

                                       – достоин ли учить?

 

Взойдет на небо тот, кто ныне сходит с неба

Ко всякой вещи здесь – вот Истина сама.

Но сих не вмéстит слов, кто в Свете светов не был,

Кто вне луча весны – того удел зима.

 

За тем и дал Отец для мира солнце Сына,

Чтоб вырван был из тьмы достойный горний путь;

Но больше любят мрак, небрежена вершина –

И сим вершится Суд, и двери не замкнуть.

 

А Иоанн крестил в Еноне близ Салима,

И к Иисусу шли, и был пустынник рад.

Так веселится друг, с невестою любимой

Встречая жениха… Взрастал небесный Град.

 

Христос пришел в Сихарь, и севши у колодца: –

Кто воду пьет сию, возжаждет и опять.

Но есть живой ручей, что в Царство Жизни льется,

И этому ключу – вовек не перестать.

 

Я вижу, ты Пророк, – Ему сказала дева,

Черпавшая тогда. – Сомненье разреши:

Где должно класть поклон: на сей горе у древа,

Иль в дольний храм идти? Что благо для души?

 

Ни нá гору, ни в храм – но к Истине и Духу

Спаситель отвечал – поклонники идут;

Кто слышит зов Отца, не внятный ветхих уху,

Спасение обрел от иудейских пут.

 

Был в Кану путь Его, и встретил царедворца,

Что в ноги пал, моля: Мне сына исцели! –

Ступай, твой сын здоров. – И славил Жизнетворца

Проситель, а к нему – уж с доброй вестью шли.

 

Пришед в Ерусалим, скорбящему Вифезды,

Что годы недвижим: – Возьми постель, иди.

И бодрым встал больной! Явись в полудне звезды,

Сие бы не могло то чудо превзойти.

 

Хулили же Христа: Что делаешь – в субботу?

Но иудеям Он: Что делает – Отец.

Казнящие в сей день за всякую работу

Плели Ему с тех пор из терниев венец…

 

Не может Сын творить, – сказал на то Спаситель, –

Не видя пред Собой творящего Отца;

Всевышний хочет всем – небесную обитель,

Так Сын готов испить всю чашу до конца.

 

Воистину скажу, уже приходит время,

И мертвые встают, вместив превечный глас.

И праведен Мой суд: не налагаю бремя

По воле по Своей, но Отчий слыша сказ.

 

Свидетель о себе – свидетель есть неверный,

Но рек вам Иоанн о Ставшем перед ним.

И большее сего: Последний Кто и Первый –

Мне дал творить дела – поверите ли им?

 

Но вам не внятен глас, ни лик Отца не видим,

И в сердце веры нет Посланнику Его.

Во имя во свое, – кричите вы, – прииди

Из бездны выйдет зверь – и примите сего.

 


«Главы из Иоанна» были опубликованы в альманахе «Мир Божий», храм Воскресения Христова в Кадашах (Москва), № 13/ 2009

 

 

Понравилось произведение? Расскажи друзьям

Trackback from your site.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!

*